Болевая точка

Верхнесыроватский излом

Гарантий того, что «мусорное» противостояние не повторится завтра, нет

3 октября инициативная группа жителей Верхней Сыроватки выставила пикеты на пути следования мусоровозов.

А ведь еще 28 сентября ничто не предвещало неприятностей. В тот день Сумской горсовет заключил с районным договор на аренду земли и получил во временное пользование участок в 4,1 га на территории Верхнесыроватского сельсовета под размещение полигона ТБО. В соответствии с договором, Сумы могли самостоятельно хозяйствовать на нем 11 месяцев. По сути, это означало, что город заполнит ранее эксплуатируемый полигон до конца, закроет его и рекультивирует.

9 октября, через 6 дней после старта антиполигонной акции, главный санврач области Вячеслав Псарев предписал горисполкому немедленно закрыть временный полигон на Аварийном и возобновить работу верхнесыроватского. Однако 10 октября бессрочную акцию протеста громады села поддержал сельсовет. Сумы начали в авральном порядке искать выход из ситуации. Мэр Геннадий Минаев обратился к облсовету,

обладминистрации, прокуратуре, СБУ и милиции с просьбой принять меры по недопущению экологической катастрофы в Сумах.

С каждым днем в городе становилось на 1260 куб. м больше мусора.

Экстренно собранная 19 октября сессия горсовета рассматривала только один вопрос - мусор. Оно и неудивительно: в руках у исполкома было свежее заключение техногенно-экологической комиссии, назвавшей ситуацию в Сумах чрезвычайной и эпидемически опасной. Эти выводы лично подтвердили главные санэпидврач и эколог Сум и Сумского района. На сессию пригласили членов инициативной группы из Верхней Сыроватки. Заммэра по ЖКХ Николай Денисенко перечислил места, которые специальная рабочая группа рассматривала как альтернативные сыроватскому полигону: Терешковка, Сула, Ворожба, Шпилевка, Токари, Бездрик, Вербовое. Однако комиссия забраковала их все из-за несоответствия требованиям: то земли распаеваны, то грунтовые воды близко, то почва не подходит, то на участке захоронения времен войны. В общем, такого места, как в Верхней Сыроватке, где сама глина уникально фильтрует вредные вещества, пока нигде не нашли. Кроме того, в Верхней Сыроватке не один, а несколько полигонов, открытых в разные годы сумскими промпредприятиями, а они - вреднее мусорного. Последний же за пять текущих месяцев получил то, чего у него не было раньше: ограждение (частично бетонное, частично рабицей) и качественные подъездные пути. Город предусмотрел для Верхней Сыроватки соцпакет, включающий обеспечение учебниками, помощь местному детсаду, решение других социальных и культурных вопросов. Селу выделено 200 тыс. грн. субвенции, которые пока лежат невостребованными на счету горисполкома.

С 1 января следующего года город решил платить Верхней Сыроватке по

4 грн. за каждую ввозимую тонну мусора - а это 400 тыс. грн. в год (годовой бюджет Верхней Сыроватки 800 тыс. грн.).

Вместе с задекларированными мероприятиями власти намереваются построить мусороперерабатывающий завод, договор с частными инвесторами и исполнителем - фирмой «Світ» - уже подписан. Работы начнутся в ноябре, и после их окончания, через полтора года, вывозимого из Сум мусора станет в четыре раза меньше, а его вредное влияние после переработки будет минимизировано.

Однако не стоит зацикливаться на полигоне города.

Село завалено собственным мусором, все пять водных скважин эксплуатируются с нарушением сантехнорм, рядом с магазинами нет урн. Эта информация прозвучала из уст начальника экоинспекции Александра Федоренко. Чиновник подчеркнул, что Сыроватка не решает собственные мусорные вопросы и имеет несколько сельских стихийных свалок, которые влияют на здоровье сыроватчан.

Однако никакие доводы не заставили делегацию В.Сыроватки пойти на диалог. И когда мэр попросил депутата сельсовета собрать внеочередную сессию и принять решение, он вызывающим тоном сказал: «Все на учебе, на работе - некогда. А потом, сегодня не до того, громада встречается с немецким инвестором по поводу строительства биогазового завода». (Интересное совпадение событий. - В.Ф.) В общем, так и не придя к консенсусу с представителями села, мэр объявил перерыв в сессии до утра и в сопровождении городского депкорпуса отправился в В.Сыроватку. О том, что и этот визит ничего не дал, пресса и представители общественности узнали 20 октября, когда продолжилось заседание внеочередной сессии. На этот раз в зале присутствовали депутаты Верхнесыроватского сельсовета, что внушало надежду на результативный диалог. Однако председатель сельсовета Алексей Цигура с трибуны объяснил горсовету и исполкому, что на принятие каких-либо решений не уполномочен и считает необходимым провести сельский референдум или соцопрос. На вопрос, почему же предложенный городом еще в июне референдум не был проведен, председатель сельсовета ответил: «Я не помню». А депутаты сельсовета, вероятно, оскорбленные задаваемыми вопросами, пытались демонстративно покинуть сессионный зал.

Как бы там ни было, согласившись на все условия верхнесыроватских депутатов, сессия горсовета приняла решение о проведении в Верхней Сыроватке соцопроса по использованию старой карты полигона, добавив в формулировку слова: «при условии отказа от намерения осваивать новую». Для проведения опроса в село делегировали группу городских депутатов. В тот же день, 20 октября, Хозяйственный суд Сумской области по иску горсовета запретил жителям села препятствовать использованию полигона, а исполнительная служба направила постановление начальнику областного УВД Горпинченко «для обеспечения законности». Однако пикеты остались на месте, а все мусоровозы - на подъезде к Верхней Сыроватке. А 22 октября Г.Минаев на экстренной пресс-конференции рассказал, что после «предварительной разъяснительной работы» верхнесыроватская громада проголосовала так: 1103 человека - против полигона, 210 - за, 45 - воздержались.

Увы, опрошены были не все - не хватило ресурсов для столь стремительного опроса, а сессия сельсовета была проведена за 15 (!) минут, после чего городу в очередной раз категорически отказали. Поэтому, пользуясь своим конституционным правом, мэр созвал сумчан на общие сборы 23 октября.

- Я хочу услышать мнение горожан о политической ситуации в городе и издевательстве над горсоветом. Именно так можно расценить сегодняшнюю обстановку.

К моменту проведения городского вече в Сумах скопилось более 6 тысяч тонн мусора.

Народное вече состоялось на площади Независимости. Конечно, оно было гораздо менее представительным, нежели ожидалось, ведь понедельник - рабочий день. Но вся атрибутика митинга - от плакатов «Гаркавая, помоги!» до группы поддержки мэра - имела место быть. Г.Минаев выступил перед собравшимися с 15-минутным обращением, но не успели высказаться прочие выступающие, как городской голова сообщил:

- Мне только что позвонили из Верхней Сыроватки - там готовы к возобновлению переговоров.

А еще через несколько минут мэр объявил собравшимся о том, что доселе непреклонное село начало снимать пикеты.

Митинг завершился, городское руководство отправилось в Верхнюю Сыроватку, а над опустевшей площадью повисло недоумение. Трудно осознать, что столь болезненная и продолжительная проблема может разрешиться так стремительно (если, конечно, она не создана искусственно).

Похоже, происходившие в последние дни баталии были козырем в чьих-то руках, а вопрос вывоза из Сум мусора остался открытым. Ведь даже если мусоровозы сегодня заедут в Сыроватку, где гарантия, что «мусорное» противостояние не повторится завтра? Кто же, наконец, без оглядки на политические или карьерные интересы решит болезненный вопрос полигона?

Пока в этой истории радует одно - нагнетание негатива между сумчанами и верхнесыроватчанами приостановлено. Люди могут передохнуть. Надолго ли?

Владимир Фесенко


п»ї